6+
МОУ "Скребловская средняя общеобразовательная школа"
:: Контакты
Адрес: 188273, Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово
Телефоны:
Канц. (813 72)58 317
Учит. (813 72)58 528
E-mail:
sh_skr@luga.ru
:: Погода
МУЗЕЙ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЗАЛ ТРУДОВОЙ И БОЕВОЙ СЛАВЫ
<< Назад в МУЗЕЙ
Быт и традиции крестьян

Сельские жители составляли основу всего населения России. Их быт - повседневная жизнь - не менялись веками. Традиции - взгляды, вкусы, обычаи - переходили из поколения в поколение. Быт и традиции сельских жителей и определяли лицо России.

Жили крестьяне в деревянных избах. Строили их плотники - мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте-апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались и медленно высыхали. Но нельзя дать брёвнам пересохнуть. В этом деле тоже были свои секреты. Если пересохнет лес, то его обработка усложнится. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, «как мера и красота скажут».

Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы. Около клети помещались амбары. Изба, клеть и амбар - это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.

Строение и убранство русской избы не менялось на Руси сотни лет. Основное место в избе занимала печь. У входа рядом с печью висел глиняный горшок с носиком, наполненный водой. Это рукомойник. На печи зимой спали дети и старики. А рядом, под потолком, деревянный настил - полати. На них тоже можно было спать. Место в печи, куда закладывают дрова, называется устьем.

Между устьем и стеной небольшое пространство. Это «царство» хозяйки, бабий кут. Здесь стояли ушаты, вёдра, квашня, висела полка, на которой расставлялись деревянные миски и ковши. Хозяйка ловко подцепляла ухватом горшок и сажала в печь, где жарко горели дрова. Выражение «закуток» - маленькое пространство - и пошло от бабьего кута в русской избе.

Главная часть избы - парадный красный угол. Название «красный угол» («большой», «святой», «божий») слышали все. Поиски красного угла надо начинать «от печки».

В «западном» типе планировки печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем.

Красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери.

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.

Окна ещё в XIX веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Расположение печи в северной части дома осталось неизменным.

Красный угол располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. Печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.

В красном углу висела икона, под ней - широкая лавка, куда сажали дорогих и почётных гостей. Перед лавкой - деревянный стол.

Всё было чисто выскоблено. Очень любил крестьянин чистоту. Хотя изба топилась по-чёрному, но в ней всегда было чисто. Дым из печи стлался выше человеческого роста, копоть и сажа оседали на потолке. А пол, лавки в избе, деревянная посуда всегда были выскоблены до блеска. От сухих брёвен в избе приятный дух. Освещались, избы в долгие зимние вечера лучинами. А чтобы от искр не загорелась изба, под светец, в котором закрепляли лучину, ставили лохань с водой.

Прадедушка шкафа - сундук. С древних времён человек хранил в нём верхнюю одежду, бельё, посуду, драгоценности. Сундук, являлся бессменной частью обстановки и говорил о богатстве хозяина. Самыми дорогими были дубовые сундуки. Их обивали узкими полосками жксти, украшали чудесной резьбой. В старину вы не нашли бы дома без сундука, позже его заменил шкаф.

Крестьяне держали в чистоте не только дом, но и тело. Любили крестьяне после тяжёлой и долгой работы помыться всласть. Мылись прямо в избе, в корытах и кадушках, нагрев воду раскалёнными камнями. Мылись в печах. Позже стали ставить бани.

День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. Зимними вечерами с любовью вырезались они хозяином семьи и его сыновьями. Хозяйка зачерпнула деревянным ковшом воду, и кажется, будто уточка расписная или лебёдушка с изогнутой шеей выплыла на стол. Первым начинал есть хозяин, остальные после него. Этот порядок соблюдался строго. А нетерпеливый и непослушный мог получить в наказание и в назидание ложкой по лбу. Старшим всегда и везде - почёт и уважение.

Что же ели крестьяне? Хлебали щи с мясом или постные, ели кашу - овсяную, гречневую, гороховую, ячменную. Заправляли кашу конопляным или льняным маслом. Любимым блюдом была пареная репа. Готовить её было просто. От сюда и пошло выражение «проще пареной репы». О картошке в те времена и не слыхивали. Много ели овощей: капусты, свёклы, огурцов, редьки, лука. Очень бережно относились к хлебу. Отрезали ломти от каравая, прижимая его к груди, крошки тщательно собирали, а уж выбросить корку или кусочек хлеба считалось великим грехом. Тяжело давался хлеб, и знали ему цену предки!

Пили квас, который делали из хлеба. Он прекрасно утолял жажду, особенно в дни деревенской страды. Когда кончали, есть, не выскакивали из-за стола кто когда хочет. Все сидели смирно. Выйти из-за стола можно было только по разрешению старших.

Крестьяне свято чтили традиции отцов и дедов: уважали старших в роду, помнили о своих «корнях», о тех, кто дал им жизнь, строго соблюдали все церковные праздники о обряды. Почитали мёртвых. В Троицу и родительские субботы посещали могилы близких и украшали их берёзовыми ветвями.

Традиции сохранялись не только в поведении, но и в одежде. Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин - ниже колен, у женщин - до пят. По вороту, по рукавам, по низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде.

У женщин поверх рубахи надевали сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры. В праздничные дни голову украшал дивный убор - венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебёдушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса - девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас говоря: «опростоволосилась», мы подразумеваем: опозорилась.

Мужчины поверх рубах носили зипуны, кафтаны, а зимой - шубы из овчины. Обувь делали из сыромятной кожи. В дело шли шкуры овец, коз, лошадей, коров. Но такая обувь была дорогой, её очень берегли. Стали появляться лапти. Их плели не только из липового лыка, но и из бересты и даже из кожаных ремешков. Плетение лептей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти были мягкими и удобными, а главное, всем доступны.

Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели - за 4, летом, в страдную пору, - и вовсе за 3 дня. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пору лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести»- гласила пословица.

Крестьяне занимались не только обработкой земли, но и другой работой, особенно в зимнее время. Назывались эти занятия промыслами. Многие кустари занимались обработкой меди. Из этого мягкого металла делали самовары, кофейники, отдушины для печей, наборы конской упряжи, медные пуговицы, ложки, подносы, рукомойники.

Самым распространённым поделочным материалом оставалось дерево. Из дерева делали сани и телеги, колёса к ним. Выдалбливали корыта и выпиливали лопаты, пригодные для веяния зерна на току. Ловко мастерили бочки и кадки. Резьбой украшали дома, окна наряжали в «кружевные» наличники. Вырезали ложки, посуду. Мастерили прялки, веретёна, сундуки, игрушки т.д.

Ещё одним распространённым занятием на Руси было изготовление посуды из глины - гончарное ремесло. Чтобы слепить кринку для молока или горшок для щей, надо добыть глину. Запасают её поздней осенью или зимой. Стоила такая посуда недорого: от 5 до 30 копеек. Можно было выменять на муку, яйца, холст, хлеб и др.

Главным женским занятием зимой были прядение и ткачество. Пряли в семье все: от мала до велика. Девочки и женщины работали на дому, девушки устраивали коллективные работы «посиделки» («супрядки», «беседы»). Основными приспособлениями в прядении были веретено и прялка. Прядение - неотъемлемый элемент системы воспитания крестьянской девочки. Она начинала приобщаться к нему с 5-7-летнего возраста.

Что бы ни делал русский человек: рубил ли лес, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу, пахал землю, - он очень бережно относился к природе. Поэтому и кормила, и одевала она его щедро.

Главным местом, где можно было увидеть всех жителей деревни, была церковь. Именно там объявляли царские указы, вели деловые разговоры, обсуждали последние новости, мирились, разглядывали наряды. Наконец, в церкви приглядывали себе невесту или жениха. Почти в каждой большой деревне был свой храм. Ставили его на деньги крестьян или бояр. Выбирали красивое место, чтобы «окрест» смотрелся, в воде отражался.

Около церквей проходили и все гулянья: летом водили хороводы, пели песни, качались на качелях, играли в горелки. Все сельские жители любили зимний праздник - святки. В конце зимы справляли праздник масленицы - провожали зиму, встречали весну. Пекли масляные пироги, хворост. Умели крестьяне трудиться, умели и веселиться.

:: Навигация
назад на главную
на новый сайт
:: 70 лет победы
:: Символы

ГЕРБ ШКОЛЫ

ГИМН ШКОЛЫ

ГЕРБ ПОСЕЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ ГЕРБА
:: Информационный стенд
» Летний отдых
» Законодательство об образовании
» ФГОС
» Объявления
» Метод совет
» Мероприятия
» Предписания
» Для родителей
» Расписание уроков
» Расписание кружков
» Расписание консультаций
» Расписание звонков
» Правила учащимся
» Безопасность
» Здоровье
» 14 лет - получи паспорт
» ГИА, ЕГЭ
» Календарный график
:: Материалы по подготовке к ЕГЭ
» www.ege.edu.ru
» www.fipi.ru
» www.ege.spb.ru
» www.rustest.ru
» www.edu.ru
» www.mathege.ru
:: Полезные ссылки
» Закон об образовании в РФ
» Электронный дневник
» Дист. обучение
» Министерство образования и науки РФ
» Федеральный портал "Российское образование"
» Лужский обр. портал
» Лужский муниципальный район(муниципальное образование)
» Единое окно доступа к обр. ресурсам
Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!
© 2009-2013.
БЛАГОДАРИМ ВСЕХ, КТО ПОМОГАЛ НАМ СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ЭТОТ РЕСУРС
страница сгенерирована за 0.0607 сек.