6+
МОУ "Скребловская средняя общеобразовательная школа"
:: Контакты
Адрес: 188273, Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово
Телефоны:
Канц. (813 72)58 317
Учит. (813 72)58 528
E-mail:
sh_skr@luga.ru
:: Погода
МУЗЕЙ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЗАЛ ТРУДОВОЙ И БОЕВОЙ СЛАВЫ
<< Назад в МУЗЕЙ
Иконопись

У каждого народа есть свои святыни. Это то, что для него особенно дорого, любовно хранимо, то, что он высоко чтит. Почитаемой святыней русской земли была икона. В переводе с греческого это слово означает «изображение». Иконами украшали церкви, икона была в каждом доме горожанина, в каждой крестьянской избе. Помещали её в красный, то есть в самый красивый, угол жилища. Ею благословляли на царство, на битву, при венчании. Перед иконой искали утешения, высказывали заветное желание, на её чудодейственную силу надеялись.

Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник оттаскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

Когда Авгар увидел этот образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотворный».

Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал ещё в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Искусство иконописи ни в одной стране мира не достигло такого расцвета, как на Руси. Оно радует глаз яркостью красок. Краски - это душа русской иконописи.

Цвет на иконах выполняет особую функцию - функцию символического языка.

Всё причастное к Богу пронизано божественным светом и светоносно. Именно поэтому икона полна внутреннего света. Золотые штрихи и золотой фон на иконах символизируют и олицетворяют этот неземной свет. Теней на иконах нет, потому что в Царствии Божием всё пронизано светом.

Одна из причин, по которой современному человеку трудно понимать древнерусские иконы, - особый способ изображения пространства.

Смысл иконного изображения не в том, чтобы показать то, что мы видим в природе, но в том, чтобы наглядно изобразить не окружающий нас мир, а мир духовный.

Пространство «не от мира сего» обозначается на иконах сплошным золотым фоном, а предметы в нём и их взаимное расположение даются в так называемой обратной перспективе, когда предметы по мере удаления их от переднего края иконы не сужаются, как бы удлиняясь и создавая иллюзию объёмности, а, наоборот, расширяются.

Икона мыслилась как окно в священный мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздаётся вширь - простирается (именно этот смысл и содержится в самом слове «пространство»).

На иконах изображали Христа, Богородицу, святых, ангелов. Святые были разные. Это могли быть пророки, то есть те, кто предсказывал будущее. Изображали на иконах апостолов - так называли учеников Христа. Были иконы, изображавшие мучеников. Это люди, которые подвергались гонениям, пыткам и приняли смерть за веру. Удостаивались чести быть запечатлёнными на иконах святители - люди, творившие при жизни чудеса и почитаемые после смерти.

Иконы ангелов, Святой Троицы и Бога Отца отличны от икон Христа и святых тем, что здесь, собственно, нет изображения тела как вместилища духа, но сам дух изображается в образах телесного мира. Человекообразные изображения ангелов свидетельствуют о том, что и ангелы, и человек сотворены по одному образу Божию.

Существуют ещё иконы Праздников (на них изображаются все основные события из Священной Истории).

Особую роль играет изображение в иконе архитектуры. Она указывает на место, где происходит событие: храм, дом, город.

Лица святых на иконе - это не обычные лица людей, а лики. Лик - это лицо, освободившееся от печати мирских страстей. Жизнь человеческого лица получает высшее одухотворение и смысл.

Узнать и отличить того или иного святого можно по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т.д.) этот набор повторяется без изменений при изображении данного святого на разных иконах и в разные эпохи.

Художники-иконописцы должны строго следовать иконографическим канонам при написании образа. Это объясняется тем, что иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания.

Понятие икона включает в себя канон пропорций, цветовой и композиционный каноны.

Церковь не допускала писать иконы по воображению художника или с живой модели, так как это означало бы сознательный и полный отрыв от прототипа. «Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и самомышлению».

«Будто живые» на иконах писать нельзя ещё и потому, что святые пребывают в мире ином, в вечности, а не живут земной бренной жизнью, измеримой временем.

Канонизация иконографии играла двоякую роль: она, конечно, зачастую ограничивала творческую свободу иконописца, но в то же время она обретала силу благодатной традиции, то есть была воплощением богатого опыта иконописания - плода духовных и интеллектуальных усилий прошедших поколений.

Несмотря на строгость традиционных форм, икона с несравненной силой выражает жизнь духовную. Во власти иконописца оставался взгляд святого, выражение его глаз, то есть самое главное, что составляет высшее средоточие духовной жизни человеческого лица.

Икона - обращение к Богу языком линий и красок - стала на Руси молитвой. Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, а Богом.

Писали иконы по-разному. На одних всё пространство занимало изображение святого. На других - в центре иконы помещалось изображение святого, а по краям в маленьких красочных картинках раскрывалась вся его жизнь и деяния от рождения до смерти. Наши предки, даже если были неграмотны, свободно понимали «язык» икон, как бы «читали» её по рисункам. Так осуществлялось религиозное просвещение народа. Икона учила, как надо поступать и жить, чтобы приносить людям пользу, учила добру.

А вот современному человеку «прочитать» икону очень сложно. Нам незнакомы те символы, которые знали наши предки. Им было понятно, что изображение голубя на иконе означает кротость. Голубь с оливковой веткой в клюве - символ мира . Святого можно было безошибочно узнать по нимбу - сиянию, которое разливается вокруг головы. Изображение на иконе плоскостное, то есть, лишено объёмности. Это было связано с тем, что изображали не простого смертного, а небожителя, поэтому писали не лицо, а лик. Если на заднем плане изображался небожитель - святой, то он был крупнее простых смертных людей на переднем плане. На иконе события, происходившие в разное время, даны как одновременные.

Люди прошлого воспринимали икону как святыню. Она воспитывала чувство красоты, приобщала к прекрасному. В летописях сохранилось восторженное отношение к иконам. Про них говорили: «красота несказанная», «исписано дивно».

Иконописцы на Руси пользовались глубоким уважением. В старинных текстах говорится: «Подобает живописцу быть смирену, кротку, не празднословцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно же хранить чистоту душевную и телесную. Так же и вельможам, и простым людям тех живописцев во всём почитать за то честное иконное изображение».

Андрей Рублёв был известным иконописцем. С юных лет он стал монахом и большую часть жизни провёл в Андрониковом монастыре в Москве. Ныне там музей древнерусской живописи имени Андрея Рублёва. Он делал рисунки к церковной книге - Евангелию, изображая диковинных птиц, зверей и драконов, писал иконы. Рублев расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля и Успенского собора в городе Владимире. Его называли «мастером - золотые руки».

православии Троица занимало важное место. Она символизировала единство Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого.

Сюжет иконы таков. Три ангела, три юноши явились в дом к Аврааму и его жене, чтобы возвестить, что у них родится сын. Хозяева усадили юношей за стол и прислуживали им. Три фигуры ангелов склонились друг к другу. Вся икона дышит покоем, умиротворением, тихой радостью. Краски, которыми написана икона, светлые, сияющие и нежные. Основные цвета, которыми пользовался Рублёв,- это тёмно-вишнёвый, золотой, серо-лиловый и голубой (голубец). Рублев творил вдохновенно, с трепетом душевным, погружённый в раздумья о жизни.

Андрей Рублёв своим светлым искусством звал к единению, миру и согласию.

Шестьсот лет назад написана «Троица», но и сегодня не потускнели её краски. «Троица» А.Рублёва ныне хранится в Третьяковской галерее в Москве и является народным достоянием, составляющим славу и гордость русского народа.

:: Навигация
назад на главную
на новый сайт
:: 70 лет победы
:: Символы

ГЕРБ ШКОЛЫ

ГИМН ШКОЛЫ

ГЕРБ ПОСЕЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ ГЕРБА
:: Информационный стенд
» Летний отдых
» Законодательство об образовании
» ФГОС
» Объявления
» Метод совет
» Мероприятия
» Предписания
» Для родителей
» Расписание уроков
» Расписание кружков
» Расписание консультаций
» Расписание звонков
» Правила учащимся
» Безопасность
» Здоровье
» 14 лет - получи паспорт
» ГИА, ЕГЭ
» Календарный график
:: Материалы по подготовке к ЕГЭ
» www.ege.edu.ru
» www.fipi.ru
» www.ege.spb.ru
» www.rustest.ru
» www.edu.ru
» www.mathege.ru
:: Полезные ссылки
» Закон об образовании в РФ
» Электронный дневник
» Дист. обучение
» Министерство образования и науки РФ
» Федеральный портал "Российское образование"
» Лужский обр. портал
» Лужский муниципальный район(муниципальное образование)
» Единое окно доступа к обр. ресурсам
Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!
© 2009-2013.
БЛАГОДАРИМ ВСЕХ, КТО ПОМОГАЛ НАМ СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ЭТОТ РЕСУРС
страница сгенерирована за 0.0202 сек.